Эстетика почвенничества


Эстетика почвенничества
   направление русской литературно-философской мысли, восходящее к идеологии славянофильства и получившее распространение в 1860-е гг. благодаря активным публикациям А. А. Григорьева, братьев М. М. и Ф. М. Достоевских, Н. Н. Страхова. «Почвенников» связывала со славянофилами исходная установка на сохранение российской национальной самобытности перед напором усиливающихся влияний западной цивилизации. Это сходство позиций дало В. В. Розанову возможность говорить о том, что почвенничество - это «другое имя славянофилов и славянофильства», отличающееся меньшей кабинетностью и большей конкретностью.
   Вслед за И. В. и П. В. Киреевскими, А. С. Хо- мя ковым, К. С. и А. С. Аксаковыми, Ю. Ф. Самариным почвенники ратовали за то, чтобы православные основания российской культуры продолжали оставаться ее главным духовным достоянием.В ревностном сбережении византийских традиций им виделась гарантия того, что русская православная модель христианства, в отличие от католической и протестантской, останется наиболее приближенной к первоисто- кам веры и сумеет уберечь свою чистоту и полноту от напора чужеродных рационалистических и прагматических умонастроений. При этом они надеялись, что православие сможет адаптироваться к изменяющимся условиям социокультурной жизни. Так, А. А. Григорьев видел в нем стихийноисторическое начало, которому суждено еще жить и дать новые формы жизни, искусства, в противоположность другому, уже отжившему, по его мнению, началу - католицизму. Он полагал, что движимое православной верой великорусское славянство с «широтой его нравственного захвата» сможет обновить мир.
   Почвенничество, как и славянофильство, явилось проявлением глубинного инстинкта самосохранения православной цивилизации. Русские писатели, философы, литературные критики обращали особое внимание на проблемы преодоления разрозненности и поиска единства всеми славянскими народами. Высшим средоточием такого единства должен стать особый дух соборности, позволяющий людям, уповающим на идеалы православия, преодолевать все виды партикулярности. Соборность стоит на несколько порядков выше обычных разновидностей мирской солидарности, которые могут возникать под воздействием узко-национальных, корпоративных политических или экономических интересов. Соборность - это категория религиозно-нравственная, обозначающая высшую ступень, на которую способны подняться общее «мы» и индивидуальное «я», жаждущие слияния в единой устремленности к Богу. Однако почвенники, в отличие от своих старших собратьев, славянофилов, настаивали на необходимости внимательного и бережного отношения к личностному началу, на важности понимания его самоценности. Более того, в их позиции явно присутствовали мотивы антроподицеи, а общая картина мира, несмотря на демонстрируемый пиетет к православию, не была теоцентричной, а являлась двудоминантной, где элементы антропоцентризма с причудливой логической противоречивостью соединялись с элементами теоцентризма.
   Почвенническая идеология с необходимостью привела к проявлению почвеннической эстетики и соответствующего ей искусства. Глубокое осознание социокультурной значимости национальной почвы и эстетической ценности народных начал оказала могучее стимулирующее воздействие на эстетические воззрения и художественное творчество многих русских писателей, поэтов, живописцев, композиторов второй половины XIX в., в том числе Л. Н. Толстого, В. И. Сурикова, М. П. Мусоргского и др.
   ◘ Лит.: Абрамов А. И. Почвенничество //История эстетической мысли. Т. 4. - М., 1987; Григорьев А. А. Материалы для биографии. - Пг., 1917; Нечаева В. С. Журнал М. М. и ф. М. Достоевских «Время» 1861-1863. - М., 1972; Страхов Н. Н. Мир как целое. - СПб., 1892.

Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. . 2005.

Смотреть что такое "Эстетика почвенничества" в других словарях:

  • РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА — система теоретических взглядов на эстетическое в действительности и иск ве, исторически складывающаяся в русле национального революционно демократического движения. Будучи органической частью идеологии революционеров демократов, Р. д. э. тесно… …   Эстетика: Словарь

  • ПОЧВЕННИЧЕСТВО — идейное направление в России 1860 х гг. Не представляя законченной идеологии, П. сформировалось на основе общих взглядов, разделяемых писателями А.A. Григорьевым, Ф.М. и М.М. Достоевскими, философом Н.Н. Страховым. Представители П. стремились… …   Философская энциклопедия

  • ДОСТОЕВСКИЙ —         Фёдор Михайлович [30.10 (11.11).1821, Москва, 28.1 (9.2).1881, Петербург], рус. писатель, мыслитель, публицист. Начав в 40 х гг. лит. путь в русле «натуральной школы» как преемник Гоголя и поклонник Белинского, Д. в то же время впитал в… …   Философская энциклопедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… …   Большая советская энциклопедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Фридлендер, Георгий Михайлович — Георгий Михайлович Фридлендер Дата рождения: 9 февраля 1915(1915 02 09) Место рождения: Киев, Российская империя Дата смерти: 22 декабря 1995( …   Википедия

  • ПУШКИН Александр Сергеевич — (26.05 (6.06). 1799, Москва 29.01 (10.02). 1837, Петербург)    поэт, прозаик, историк, публицист, создатель совр. рус. литературного языка как основы развития самобытной национальной культуры, воплотивший в своих соч. ее важнейшие особенности.… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Славянофильство —    направление рус. общественной мысли, противостоявшее западничеству. Его приверженцы делали упор на самобытном развитии России, ее религиозно историческом и культурно национальном своеобразии и стремились доказать, что славянский мир призван… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ГРИГОРЬЕВ Аполлон Александрович — (1822 1864), русский литературный и театральный критик, поэт, эстетик. Родился 16 июля 1822 в Москве. Окончил юридический факультет Московского университета (1842). В 1850 1856 ведущий критик т.н. молодой редакции журнала Москвитянин , по своим… …   Энциклопедия Кольера

  • ГРИГОРЬЕВ — Аполлон Александрович [20 июля (1 авг.) 1822 – 25 сент. (7 окт.) 1864] – рус. лит. критик, эстетик и поэт. Окончил юридич. ф т Моск. ун та (1842). В студенческие годы познакомился с произведениями Карлейля, Ренана, Эмерсона, Шеллинга, создал… …   Философская энциклопедия